Для чего необходима оценка деловой репутации компании? Как вы ее проводите? Как юридическим, так и физическим лицам принципиально осознавать риски взаимодействия с собственными контрагентами. Так как ошибочное решение о партнерстве может привести к денежным утратам, утратам клиентов и своей репутации, и к потере иных ресурсов. И это относится к различным ролевым отношениям: клиент — продавец, трейдер — объект вложения, партнер — бизнес, сотрудник — наниматель и т.д.
На оценку возможных рисков взаимодействия с организацией и нацелена наша оценка деловой репутации. По итогам этой оценки мы присваиваем рейтинг деловой репутации — алфавитное выражение оценки уровня рисков.
Наше агентство аккредитовано Национальным банком. Наши оценки свободны и строятся на некоторых методологиях, которые доступны при всем народе.
В рамках присвоения рейтинга деловой репутации оценка компании ведется на системном уровне: анализ истории ее функционирования, судейской истории, взаимодействий с налоговой, банками, клиентами, поставщиками, работниками, анализ сопряженных лиц и репутации владельцев и управляющих. Также базово расценивается денежное состояние компании и ее рыночные позиции. Общая методика доступна у нас на веб-сайте.
Кому агентство присвоило рейтинг деловой репутации? С какой мишенью они его приобретали? На данный момент работает 33 рейтинга деловой репутации. Из них 7 рангов уровня AA reputation, 12 — A reputation, еще 12 — B reputation, 2 рейтинга — C reputation.
Главными получателями этого рейтинга считаются лизинговые компании (42%) и компании, оказывающие услуги (24%), и торговые, строй и производственные организации (18%, 9% и 6% как следствие).
Наиболее распространенной мотивацией к получению рейтинга деловой репутации считалось условие финансовой платформы к его присутствию для привлечения долгового финансирования за счет платформы.
Но на нашей практике встречались и довольно специальные ситуации, в числе которых: требования иностранных контрагентов к свободному доказательству репутации компании, аудит репутации для своих задач и прочие.
При этом хочу сказать, что во всемирной практике оценка рисков и установление административных решений (в т.ч. по масштабу и срокам нужного аванса или, наоборот, откладывания платежа) с их учетом — обычная ситуация.
Как пользователям рейтинга правильно его понимать? Рейтинг имеет алфавитное выражение: от AAA reputation до D reputation.
При этом AAA reputation — высочайший уровень репутации и минимальный риск, D reputation — минимальный уровень репутации и, как следствие, высочайший риск. Между данными 2-мя уровнями есть еще иные: AA reputation, A reputation, B reputation и C reputation. Движение вверх по шкале означает повышение уровня риска. Заходите на сайт https://rerb.info/ru/ если надумали проверить организацию или ее партнеров.
Риски взаимодействия с фирмами уровня A (AAA reputation, AA reputation, A reputation) малы и с ними можно входить в сотрудничество почти без ремарок, риски взаимодействия с фирмами уровня B располагаются на среднем уровне (принимать решение о партнерстве / не партнерстве с организацией необходимо взвешенно), риски взаимодействия с фирмами уровня C и D высоки и лучше отказаться от взаимодействий.
Однако опять таки, каждый решает в соответствии с собственными раскладами и риск-аппетитом. Мы в этом плане играем роль компании, которая может провести высококачественный анализ и, что также важно, сделать его общественным. По результатам присвоения рейтинга мы публикуем пресс-релиз, который имеет главные положительные, отрицательные и промежуточные условия, оказавшие влияние на уровень предписанного рейтинга деловой репутации. Для клиентов рейтинга это бесспорно является значительным фактором.
Так как бывают ситуации, когда, к примеру, рейтинг довольно большой, уровня A reputation, однако какой-нибудь отрицательный факт неприемлем для точного клиента рейтинга. Или, наоборот, рейтинг уровня B reputation, однако отрицательные факты не имеют для клиента значительного значения (такого, чтобы решить в пользу отказа от взаимодействия).
Рейтинговое агентство присваивает и прочие хит-парады. В чем их различие от рейтинга деловой репутации? Да, на самом деле BIK Ratings присваивает и прочие хит-парады: кредитные хит-парады и ESG хит-парады.
Кредитные нацелены на оценку денежной устойчивости компании и вероятности нападения дефолта (неисполнений обещаний по займу). ESG хит-парады фокусируются на тесте нефинансовых рисков организации (природоохранных, социальных и административных).
Кредитный рейтинг и рейтинг деловой репутации довольно часто перепутывают. Но основательно они нацелены на оценку разных рисков: рейтинг деловой репутации — на оценку репутационных рисков компании и совместных характеристик компании как контрагента, ее добросовестности; кредитный рейтинг — на оценку кредитного качества компании, ее характеристик как держателя долга. Также их реально отличить зрительно, так как они имеют разные шкалы.