В русскую эру главным ценообразующим условием была датировка иконы. Связь времени изготовления и стоимости имела характер чуть ли не прямой зависимости. Почетный возраст иногда вынуждал примиряться с почти абсолютной потерей эксклюзивной живописи. В настоящее время старые собиратели часто стараются продать иконы через салон, не стоящие и 10-ой части тех денежных средств, что были когда-то на них растрачены.
Такая современная ситуация: клиент предпочитает неповрежденную икону XIX века руине XVI века, по крайней мере заключительная стоила намного меньше.
Потеря значительности научных характеристик иконы (касающихся датировки и атрибуции) сопряжена с расширением покупательского круга с помощью людей, дальних от квалифицированного коллекционирования и воспринимающих икону прямо, как предмет любования или моленный вид. Как раз предпочтения подобных клиентов, образующих в настоящее время вечное абсолютное большинство, задают тон на рынке.
Задумываясь о равновесии расценки и сюжета, мы автоматом врываемся в область современного всенародного восприятия иконы. Это понимание за 15 лет истории иконописного рынка образовало норму, от которой на 9 10-х находятся в зависимости рентабельность торговли иконами.
В масштабах данной традиции есть собственная иерархия сюжетов, распределившихся от «безнадежных» до наиболее «ходовых».
Значение такой иерархии весьма велико, оно сопоставимо со свойством датировки в прошлые времена: насколько малый энтузиазм вызывали тогда ранние иконы, так же сегодня малоинтересны клиенту иконы с «плохим» сюжетом, сколь бы древнейшими или хорошо разработанными (до некоторой степени) они ни были.
Можно отметить, что за этап бытования широкого внимания к иконе, т. е. за последние 10-15 лет, в иерархии сюжетов случились огромные изменения. Внимание покупателя медлительно смещалось от трудных многофигурных композиций к более кратким.
В середине 80-х — конце 90-х годов наиболее «ходовыми» являлись иконы на сюжет «Воскресение — 12 праздников», «Минеи», соборы непорочных, «лечебники», и наиболее «людные» из «Праздников», к примеру, «Покров». Подсчет ликов на иконе до сегодняшнего дня время от времени применяется обладателями как способ вычисления расценки предмета: «Да тут одних ликов 40 единиц!».
Эти сами интересные попытки вычисления расценки иконы есть эхо тех пор, когда избыточность многофигурных композиций отвечала лишнему вниманию к иконе в общем. Удовлетворенность составными частями и сценами представлялись реальным апофеозом «иконности».
Логично, что когда схлынула первая волна ажиотажа, неглубокое понимание иконы поменялось более бездонным и совершилось натуральное перескакивание внимания с зрительно интересных, искусственных икон на иные, владеющие большей психологической выразительностью.
За последние двадцать лет люди скопили некоторый первичный опыт домашнего благочестия. Поэтому повысились требования к иконе, прежде всего, как к моленному виду, несущему огромное эмоциональное напряжение. Потому возвышенные расценки на «Праздники» или «Минейные» иконы в. салонах — анахронизм.
В настоящее время клиент делает выбор, преимущественно надеясь на телесное понимание, другими словами заблаговременно нацелен на краткие архетипические сюжеты: Бог, Богородица или тезоименитый непорочный.
С одной стороны, эта ситуация сглаживает соответствие предложения и спроса: самый большой энтузиазм вызывают традиционные иконографии, и такой энтузиазм всегда вполне может быть принят, так как разыскиваемые иконы есть в огромном количестве. С иной стороны, психология современного человека не дает возможность свыкнуться с определенными отличительными чертами православного мировосприятия, отозвавшимися в старых иконах.
Прежде всего это касается «гробовых» и «кровавых» сюжетов. Большое их число («Воскресение», «Троица», «Успение», все сцены горячего цикла, тематика Иоанна Предтечи, страдальцев и другие) занимают в иконописании самое важное место, они объясняют главную для христианства тематику преодоления смерти через Крестную жертву и Воскресение. Эта сюжеты наиболее очевидно выражают основы католического вероучения. Но средства, свойства и знаки смерти, переполняющие такие композиции, отпугивают покупателя.
Всегда несколько затруднена продажа иконы на сюжет «Воскресение», т.к. на ней изображен гроб. Еще огромные проблемы появляются с композицией «Распятие», набитой сценами насилия.
Иконка «Троица» со снимком заклания тельца имеет намного меньше шансов быть реализованной, чем более краткий вариант (как правило если разыскивают «Троицу», то «рублевский» вариант, без крови). Чашка с головой тельца в «Троице» (если голова различима), также пугает клиентов.
Такая же чашка, лишь с подвижническим малышом внутри, понижает спрос на сюжет «Иоанн Предтеча — Архангел пустыни». Иконка со сценой «Усекновение главы Иоанна Предтечи» почти нереализуема, если это далеко не Палех высокого качества. Наконец, сюжет «Усекновенная глава Иоанна Предтечи» коммерчески безнадежен. Мы имели опыт выставления подобных икон, написанных на высшем уровне и отличной сохранности, за сумму в 150-200 долларов США — без любого итога.
Настолько сильное отнятие — в целом, весть. Эра квалифицированного коллекционирования такой категоричности не могла знать. Раньше превалировало научное и эстетическое понимание иконы, а магический цвет появился тут в перестроечное время.
Предварительно в эйфорической и несколько суматошливой обстановки вокруг старой иконы, когда одним из самых важных расценочных показателей была насыщенность ее композиции, тайные нотки звучали слабо. Однако по мере увеличения условий к индивидуальному началу в иконе, по мере признания иконы насколько бы психологически персональным созданием, типом чувствительного действия, требования клиентов к содержанию показанного осложнились.
С подобным проницательным отношением мы сталкивались каждый день. Люди берут только-только отданные на комиссию иконы, поскольку при их неимении в доме делается Что-нибудь НЕ ТО.
Присылая фотографии икон, целиком незримых под бликом лобового потрясения фотовспышки, люди в посланиях прощаются, поясняя, что «она не дает возможность себя снимать».
Покупатели берут икону под залог абсолютной стоимости, чтобы предварительно проверить ее, «провести с нею ночь». Доктора дают на реализацию Переработанные иконы. Икону нельзя укладывать в сумку наверх ногами, а то можно свалиться: «Бог тебя самого наверх ногами поставит»,
Весьма стабильно звучат и не беднеют некоторые слухи о «самообновляющихся» иконах. Прибавляется к данному и сознание, что продавать и приобретать икону порочно. В целом сегодня вокруг старой иконы сформирована окружающая среда бдительного поклонения, с определенным цветом мистицизма. Логично, что при подобном отношении сеченная голова или гроб на иконе оказывает на созерцателя особое ощущение. И оно имеет прямые физические последствия.
Не так давно в одно им самых крупных собраний была куплена эксклюзивная иконка первой половины XVII века «Лествица с притчами». В силу сюжетной особенности на иконе несколько рал возобновлялось изображение неживого тела, другими словами иконка имела вполне «официальный» недостаток, предоставивший текущему владельцу, в конце концов, купить ее за весьма малую стоимость.
Да, современный человек наклонен находить в иконе источник безусловного умиротворения, которое должно быть выражено сюжетом практически. Хочется верить, что по мере скопления опыта восприятия иконы мы обучимся не только лишь прямо откликаться на изображение, но также и вникать в его идеологический контекст.
Так как «гробовые» и «кровавые» сюжеты оценивались в древности совершенно по-другому, чем в настоящее время, и человек прошлого считал в них умиротворения не меньше, чем в самом мягком и гармоническом виде Богородицы.
На иконе «Распятие» представлялся череп Адама, с которого кровь Христа вымывает дикий грех, что обозначало освобождение населения земли от отжившего проклятия и веру на наследование королевства Божия. Главное место на иконе «Успение» занимал Спас со спеленатым малышом на руках — душой Богородицы. Изображение выделяло католическое понимание смерти как 2-го рождения.
Картинки притч напоминали о смерти с тем, чтобы человек поглубже почувствовал драгоценность жизни и положенные в ней возможности приобретения бессмертия в будущем. Отнятие, которое вызывают выше приведенные сюжетные детали у современного созерцателя, выражается не тем, что они сумрачны первоначально, а тем, что мы не умеем распознать ту хорошую жизнелюбивую интонацию, которая в любой из них заложена.
Чувствительность покупателя к особенностям иконографии или наименованию извода настолько высока, что иногда одна ничтожная деталь может бросить невинный сюжет в ряд «неблагополучных».
Например, иконография Богородицы «Всех тоскующих радость» избегается основной массой клиентов только потому, что в заглавии звучит «скорбь». По аналогичным причинам пренебрегаются иконы Богородицы «От Бед Страждущих» и «Взыскание погибших». «Троеручица» является необычным изводом и стоит очень много дешевле, чем известные изображения Богородицы, однако реализуется плохо: сюжет необычный, «на любителя».
Сюжет «Нечаянная радость» по не поддающимся объяснению причинам имеет сумрачно-мистическую репутацию: «бандитский сюжет». Приобрести икону можно, а продавать рискованно: «как ни реализую, что-нибудь ТАКОЕ всегда случается». Покупатели, к тому же, недоумевают предлогу того, что Богородица на данной композиции общается «вверх ногами».
Тщательность покупателя в отношении любых непонятных компонентов изображения — явление, по сути, доброе. Желание истолковать все особенности сюжета необходимо понимать следовательно весьма высоких условий к выбираемой святыне, которой человек желает целиком поверить. Конечно же, в этих условиях ведут наиболее краткие сюжеты, производящие минимальное число вопросов.
Сюда относятся, прежде всего, патрональные иконы «именники». Именные иконы стоят среди других особняком. Сюжет определяет коммерческую жизнеспособность именника безоговорочно.
Именные иконы реализуются всегда неожиданно, за сумму, иногда во много раз превосходящую ту, что можно получить за аналогичную по технологическим и образным характеристикам икону на более стандартный сюжет. Если обычную масленую икону Вседержителя в окладе из серебристой фольги можно купить в Измайлове за 300- 400 долларов США, то непорочную О. (таких же характеристик) невозможно приобрести выгоднее 1-1,5 тысяч.
Продажа именника — всегда довольно резкая ситуация. Перечень, в большинстве случаев, невелик, клиент, шарящий такую икону, предпочитает из 2-3 вариантов. С иной стороны, клиент именника — в определенном смысле также успешная уникальность.
Продажа именника — залог совпадения нескольких привередливых условий. Происходит оно очень редко, но в то же время каждый раз проводит за собой стопроцентно хороший результат. Перечень имен в королевской и постсоветской РФ оказался отличен, потому ситуация с расположением именных икон очень неритмична: при богатстве Макариев и Харлампиев с одной стороны всегда осязаема резкая нехватка во Владимирах и Натальях.
Время от времени появляется необходимость в именах, необычных для обоих эр: не так давно по всей Москве находился Вирилад (страдалец, память 10 августа). Запрос подавался с свойственным объяснением: нужен, стоимость НЕ Занимает. Невзирая на подобную перспективную интонацию, поиски, судя по всему, результатом не увенчались.
Среди столичных официальных дилеров есть специалисты, занимающиеся обнаружением, приобретением, ремонтом и следующей реализацией только именных икон.
Их извлекают с антресолей, где иконы держались с эпохи нэпа, они нежданно располагаются среди беднейшего клада, доставшегося по завещанию, с ними расстаются в наиболее заключительную очередь.
Пенсионеры, сохранившие именник, никогда в жизни не реализуют его: в большинстве случаев, это делают отпрыски. На витке именников довольно часто можно прочитать целые истории: даты рождений, поступлений и заключений гимназий, свадеб, присвоения чинов, уходов на пенсион и кончин
Не любая иконка является традиционной именной. В виде такой иконы должен быть соблюден серьезный официальный этикет: непорочный изображен 1, живопись высокого, квалифицированного уровня, сохранность, предпочтительно, — идеальная.
В большинстве случаев, на иконе находится серебряный доход, а вся работа размещена в киот, Большинство именников произведена в последующее время, в самом начале XX века и в общем сопряжена с культурной шляхетской или обывательской городской средой.
То, что именник в его традиционном виде — порождение городской культуры, делает его подходящим для восприятия современного человека, который, покупая такую икону, не испытывает никаких художественных колебаний. Подарочный именник на вид наиболее далек от «старинной иконы», но несмотря на это нормально отвечает представлению о внешности дорогой вещи.
Число именников, подходящих клиенту, быстро сокращается. Вероятно, лет через двадцать почти все именники, сохранившиеся до наших дней, найдут собственных новых владельцев, и рынок патрональных икон, по определению, закончит жить. Так как люди покупают именную икону как амулет, чтобы всю жизнь с ней не разлучаться.
К самым «благополучным» среди именных сюжетов можно отнести те, которые кроме того имеют стилевой цвет, без проблем узнаваемы. Такой сюжет «Чудо Георгия о змие». Другой необычно кованый именник «Архангел Михаил — взыскательный воевода», «Всадник ужасного суда». Сюжет достаточно необычный, иконы такой композиции, в большинстве случаев, автодороги.
Бывает, что патрональную икону найти почему- или не получается. В таких ситуациях можно советовать к покупке изображение «Ангела-Хранителя» — своего рода универсальный именник. Тем не менее, такие иконы сами — огромная уникальность. Покровительственные, оберегательные функции могут быть также возложены на икону какого-то иного почитаемого священного, из которых наиболее обожаем, разумеется, Никола Чудотворец.
В каждом ценном супермаркете обнаружится иконка Николы, а в большом салоне их возможно окажется до нескольких десятков. В настоящее время можно отыскать икону Николы любого уровня стоимости: от 30-40 долларов США до 10-ти и более тысяч.
Труднее ситуация с более необычными картинками иных непорочных — попечителей. Их пантеон со временем поменялся, и положение тут то же, что с именниками. Медост, хранитель скота, Зосима и Савватий, попечители пчеловодства, Власий, Параскева, большое количество иных — все потеряли многофункциональное значение, а значит, иконе с их изображением не в состоянии быть востребованы за 1 только сюжет, а при низких образных качествах делаются коммерчески недостаточно интересными.
Во времена легкой стоматологии нет веры на восстановление культа св. Антипия, целителя зубных болезней (время от времени встречаются Изъеденные иконы св. Антипия). Иконы «Всевидящее око» могут в настоящее время привлечь только собственной загадочной иконографией, а однажды они являлись целебными для глаз (и иногда мы видим такие иконы, где все изображения глаз выскоблены, возможно, для приготовления офтальмологических снадобий).
Можно привести еще много образцов. С иной стороны, определенные святые-покровители очень популярны и в настоящее время, и почти все изображения этих непорочных в огромном недостатке. Весьма популярен вид целителя Пантелеймона. Довольно часто разыскиваются попечители семьи и брака Львенок, Самон и Авив.
Необычайное внимание вызывают иконы св. Трифона с орлом — попечителя охоты (и бизнеса, добавляют в настоящее время).
Виды всех этих непорочных, как и именные иконы, ценятся в несколько раз дешевле, чем иконы с теми же данными на более обыкновенный сюжет.
Самое простое изображение Трифона, по качеству ближайшее несуразной «маслушке» стоимостью в 20 долларов США, в настоящее время будет стоить не выгоднее трехсот. Хорошую икону Пантелеймона отыскать сложно: его культ окреп у нас в середине 80-х годов, с возникновением в городе Москва мощей священного, вообще на Руси больше чтились (и намного чаще представлялись) доктора Косьма и Демьян, сейчас позабытые.
Одним словом, платная иерархия фотографий автономных непорочных достаточно сложна. Разброс расценок в данной сюжетной области неописуемо широкий: из 2-ух официально одинаковых икон одна возможно окажется безвыходно, а 2-я — чуть ли не не имеет цены.
Намного более гармоническая ситуация сформировалась с богородичными сюжетами. Официально главное место в христианском искусстве занимает вид Христа, однако практически тематика Богородицы всегда беспокоила людей намного мощнее. Иконографии Христа малочисленны и весьма устойчивы, тогда, как варианты изображения Богородицы существенно множились в каждом веке.
На данный момент число богородичных изводов, популярных в одном лишь православном мире, превосходит 1.5 тысячи. Внимание и любовь к виду Богородицы, признание как раз его архетипом иконы вообще, свойственно для всех эр, и наша — не является исключением.
В настоящее время все меньше людей покупают иконы не столько для преклоненной практики, сколько для обладания дорогостоящим святым объектом — вероятно, интуитивно пытаясь восстановить норму хранения домашних святынь. В большинстве случаев, если человек выискивает «дорогую, намоленную икону в дом», речь в данном случае идет как раз об виде Богородицы, а не Вседержителя.
Изводы богородичной иконографии находятся в диапазоне от везде известных до очень необычных. Рапорт стартует с типов богородичных икон, обычных так, что в сознании покупателя они насколько бы теряют любую иконографическую специфику, преображаясь в «икону вообще». Часто встречающийся и краткий вариант — Богородица «Казанская». В собрании «Гелоса» подобных икон в любое время насчитывается более 20. Невзирая на подобную известность, сюжет является «хорошим», дорогостоящим.
Приблизительно одинаково с «Казанской» расценивается вариант Богородицы «Владимирская», «Тихвинская», «Смоленская», «Федоровская». «Иверская» Богородица встречается несколько намного реже и стоит больше, как извечная покровительница Города Москва. Еще дешевле такие популярные изводы, как «Знамение», «Неопалимая Купина»: не необычные, однако все-таки редко встречающиеся и при этом очень востребованные. Расценки на «Владимирскую» и «Купину», при одинаковых параметрах, могут отличаться в полтора-два раза.
Есть ряд сюжетов достаточно экзотических, впрочем они пока не в состоянии считаться коллекционным элементом: «О Всепетая мати», «Отрада и утешение», «Неувядаемый цвет» и т.д.. Наконец, есть на самом деле необычные памятники, воссоздающие неизвестные варианты иконографии, к примеру, «Богоматерь 6 веселий», «Богоматерь София-Премудрость киевского извода», вплоть до просто неслыханных икон, извод которых кажется трудноопределимым и в изображении устанавливается просто «Умиление», «Одигитрия» и т.п.
Идеальная с коммерческой точки зрения судьба ждет богородичную икону на сюжет необычный и который имеет кроме того многофункциональное понимание. Это иконы «к случаю» — их покупают, как и именники, редко, но несмотря на это по весьма повышенной стоимости. Такой, к примеру, извод «Поможение в родах», «Неупиваемая чаша» (просятся от алкоголизма), «Млекопитательница». В старину такие иконы не производились поточным методом, а писались на заказ, потому как правило отличаются отличным качеством.
К богородичной иконе клиент всегда относится заботливее, чем к какой-нибудь другой, и тотчас входит в существенные нюансы. Видна или нет кровь на щеке «Иверской», опубликован ли кораблик в «Скорбящей», имеется ли корона на венце «Казанской» — все имеет собственное значение и может поиграть роль в принятии решения о покупке.
Богородичная тема — единственная на данный момент дешевая клиенту в достаточно узких аспектах. В масштабах данной темы нормальный клиент иногда сближается в условиях к иконе с квалифицированным собирателем. Пока, особенно необычные или трудные иконографические композиции на богородичную тематику пока располагаются за пределами сферы интереса покупателя. Но, принимая во внимание линию к незаметному углублению познаний об иконе, необходимо ждать, что все меньше тем и нюансов будут угождать в потребительский горизонт.
Нельзя обогнать интересом, что большое количество икон, на самом деле любопытных или даже эксклюзивных с точки зрения сюжета, не готовы заинтриговать никого, помимо искусствоведа или собирателя. Если надо продать икону в Москве заходите на сайт antikicons.com.
Иконка с исключительным сюжетом тотчас может стоить весьма дешево, и все равно ее не приобретут: из-за низких выставленных свойств (плохая сохранность живописи), «изуверских», «кровавых», «гробовых» черт в композиции, отличительных черт стиля («фряжский», «эфиопский», «краснушечный»). У специалистов, способных оценить уникальность иконы, в большинстве случаев, не добывает средств для покупки иконы через салон.
Иконка вполне может быть опубликована на необычный сюжет, или обычный сюжет вполне может быть необычно интерпретирован. Заключительный пример, когда ценность иконы исходит из узких нюансов иконографии, даже увлекательнее.
Например, одно время в «Гелосе» ставилась чиновая иконка XVII века, соединяющая по бренчу из торжественного, вещего и праотеческого чинов.
Одним из специалистов было замечено, что здание рядом сцены Сретения, фотографий пророка Илии и предка Мафусаила вполне может быть не является случайностью. Персонаж сцены Сретения Симеон доиграл до бездонной старости, в связи с тем что Господь не высылал ему смерти до того времени, пока старик не затронет Месии. Илия был взят живым на небо.
Мафусаил из всех праотцев имел самый продолжительный век. Другими словами, все 3 сюжета были бы соединены проблемой времени, длительности нашей жизни. Фантастическая сюжетная особенность иконы не сыграла, пока, собственной роли, в связи с тем что вещь была первоначально «некоммерческой» (урюпинский XVII век с ремонтом). Продать икону не удалось, впрочем стоимость была существенно ниже, чем на среднюю подарочную икону XIX века. Второй пример — исключительное по иконографии «Распятие».
До сегодняшнего дня известен только один аналог XVII века, вероятно работавший непосредственным протографом нашей иконы. Иосиф Аримафейский, составляющий кровь Христа в чашу Грааля, наставление Иоанна Предтечи в аду, отважные углы персон палачей, стилевые опыты со снимками бойцов — это строит икону в ряд ценнейших творений. По цене иконка абсолютно доступна снабженному приверженцу. Но «кровавая» специфика каждый раз, практически в заключительную минуту, отвлекает покупателя от иконы, он в итоге находит ей замену.
Можно привести в роли образца также памятник абсолютно необыкновенной иконографии «Христос Эммануил», по композиции считающийся версией сюжета «Отечество»: изображена Новозаветная Тройка, Отец, Сын и Непорочный Дух, лишь 2-я ипостась выделена большим расписанием и показана в качестве Предвечного малыша.
Иконка появилась на свет на Юге во 2-й половине XVIII века, вероятнее всего в старообрядческой среде. Коллекционная значимость иконы бесспорна, но продажа затруднена тем, что живопись выполнена в обычном для Юга твердом «эфиопском» стиле, что делает ее художественно непрезентабельной даже для весьма культурного приверженца.